Пост — определенный временной промежуток, в течение которого христианин, забывая о материальном, полностью открывает свою душу духовному. Природа человека двояка: у него есть и тело, и душа, поэтому учение о посте затрагивает обе сферы человеческого существования: и телесную, и духовную. Телесный пост заключается в различных пищевых ограничениях, благодаря которым происходит очищение тела. Это отказ от приема в пищу христианином на время поста продуктов животного происхождения: мяса, молока и молочных продуктов, а также яиц. Строгий пост подразумевает отказ от рыбы, растительного масла и вина. В некоторые дни поста православный христианин вовсе отказывается от пищи. Правила телесного поста закреплены Церковным Уставом.
Духовный пост подразумевает нравственное очищение и возвышение человека. Христианин читает соответствующие постам молитвы, вспоминает библейские заповеди, размышляет о Боге и Божественном, старается осознать свои грехи и не предаваться им, совершает благие дела, сохраняет в душе подвижническую любовь к ближним и милосердие.
Посты были известны с древних времен. В Библии прведено множество примеров поста, постился сорок дней в пустыне сам Иисус Христос. Посты в древности отличались от современных постов. В основном они употреблялись для наложения епитимьи — наказания верующему за его грехи. Пост выражался в отказе от пищи, либо принятии невареных овощей и воды один раз в день, вечером. Учение о посте, сроки православных постов были установлены в 1166 году, на Константинопольском Соборе.
Посты Православной Церкви делятся на однодневные и многодневные. Еженедельными постными днями (исключая те дни, когда на это время приходится церковный праздник) являются среды и пятницы. В среду Иуда, один из учеников Христа, предал его иудейским первосвященникам, поэтому каждую среду христиане постятся, скорбя о предательстве Иуды.
В пятницу, на иудейский праздник Пасхи, Иисус Христос был распят. Поэтому каждую пятницу христиане постятся, вспоминая страдания Спасителя на кресте. Во время постов по средам и пятницам подразумевается отказ от животной пищи, а начиная от недели Всех Святых, — отказ от растительного масла (елея) и рыбы (кроме тех дней, на которые приходятся праздники почитаемых церковью святых). Существуют еще два однодневных поста: 27 сентября и 11 сентября. В оба эти поста разрешается, кроме растительной пищи, вино и елей.
Многодневных постов четыре: Великий, Рождественский, Петров, Успенский.
Церковный Устав различает четыре степени поста:
- «Сухоядение» — отказ от вареной пищи. В пищу употребляются хлеб, сырые, квашеные, маринованные овощи, свежие и сушеные фрукты.
- «Варение без елея» — разрешается употреблять в пищу помимо продуктов, дозволенных в «сухоядение», вареные овощи, крупы и другую растительную пищу, не заправленную растительным маслом.
- «Разрешение на вино и елей» — к перечисленным выше продуктам прибавляется растительное масло и небольшое количество виноградного вина для укрепления сил постящегося.
- «Разрешение на рыбу» — к растительной пище, растительному маслу и вину прибавляется рыба.
Следует отметить, что рыба в христианском учении имеет особое, символическое значение. По-гречески рыба — «ихтис», ее название совпадает с монограммой имени сына Божия: Иисус Христос Сын Божий Спаситель, поэтому у первых христиан она символизировала Иисуса Христа. Изображение рыбы можно было встретить в церквях, ее рисовали на посуде, на одежде, так же, как сейчас рисуют крест.
Самым главным и строгим постом считается Великий Пост. Это переходящий пост, его начало и конец зависят оттого, когда празднуется Пасха. Но длится он всегда семь недель и заканчивается наиглавнейшим христианским праздником Воскресения Христова.
Великий пост состоит из Святой Четыредесятницы (сорока дней), в честь сорокадневного пощения Христа в пустыне и Страстной Седмицы, посвященной воспоминаниям Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им: Воскресения Лазаря, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса, Тайной вечери.
Во время Великого поста запрещаются в пищу продукты животного происхождения (мясо, молоко и молочные продукты, яйца, рыба). Кроме того, с понедельника по пятницу, если только на этот день не выпадает отмечаемый Церковью праздник, запрещается употреблять в пищу елей (растительное масло). Рыба разрешается только два раза: на Благовещенье и на Вербное Воскресенье. Первые два дня поста, а также предпоследний день, Страстную Пятницу рекомендуется по возможности проводить без пищи.
Петров пост устанавливается в честь апостолов Спасителя, Петра и Павла, принявших мученическую смерть за проповедь слова Божия. Апостол Петр был распят на кресте, а апостол Павел казнен усечением головы. Постясь, христианин вспоминает всех пострадавших за Истину. Петров пост — переходящий. Длится он от одной до пяти недель, в зависимости от ранней или поздней Пасхи. Начинается он через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и заканчивается 12 июля (29 июня по старому стилю), на Петров день.
Петровки — менее строгий пост, чем Великий пост. Во время Петровского поста по понедельникам, средам и пятницам предписывается воздерживаться от рыбы, вина, елея, а в девятый час после вечерни — сухоядение.
Успенский пост установлен в память Успения Богоматери, скончавшейся в возрасте 72 лет, воскресшей и вознесшейся на небо. Успенский пост — постоянный. Он длится две недели, начинается и заканчивается всегда в одно и то же время, с 14 по 27 августа (с 1 по 14 августа по старому стилю).
По строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту. Рыба разрешается только по завершении Успенского поста в праздник Успения Божией Матери. Растительное масло разрешается употреблять только по субботам, воскресеньям и на праздники. На Успенский пост приходятся два праздника.
Первый — 14 (1) августа — праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, или так называемый «медовый Спас».
Второй — Преображение Господне — 19 (6) августа, в народе называемый «яблочным Спасом». По завершении поста, 28 августа, празднуется Успение Божией Матери, а на следующий день — 29 августа — третий (так называемый «ореховый») Спас — праздник перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Рождественский пост — постоянный. Длится он сорок дней, с 28 ноября по 7 января (с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю) и заканчивается великим праздником Рождества Христова. Рождественский пост установлен в честь дня рождения Иисуса Христа. Он также носит название Филиппова поста, так как начинается после праздника святого Филиппа, апостола Христа, принявшего мученическую смерть на кресте.
По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому. В понедельник, среду и пятницу этого поста Церковный Устав предписывает употреблять растительную пищу без елея. Во вторник и четверг разрешается вино и елей, в субботу и воскресенье разрешается рыба, вино и елей. Рыба разрешается также в церковные праздники, приходящиеся на пост.
Только в последнюю неделю поста рыба запрещается даже в субботу и воскресенье.
«Не голодаем в пост» 2002 г