«Падеграс» в переводе означает «грациозный танец». Танец состоит из простых движений, разучивается легко и исполняется спокойно, сдержанно.
Композиция танца состоит из двух фигур и занимает восемь тактов музыкального сопровождения.
Музыкальный размер 4/4. Темп умеренно-медленный.
Описание движений
Первое «основное движение».
Исходное положение — ноги в третьей позиции, правая нога впереди, приставлена пяткой к середине ступни левой ноги, носки разведены в стороны. Руки свободно опущены вниз.
Музыкальный размер 4/4.
На счет «раз» сделать шаг правой ногой вправо.
На счет «два» приставить левую ногу к правой в третью позицию (левая нога приставляется сзади к правой так, чтобы середина ступни левой ноги плотно соприкасалась с пяткой правой ноги, носки разведены в стороны) и слегка согнуть ноги в коленях.
На счет «три», мягко выпрямив ноги в коленях, сделать шаг правой ногой вправо.
На счет «четыре» провести левую вытянутую ногу вперед через первую позицию (левая нога проводится около правой) и поставить ее на носок. Корпус слегка наклонить влево.
Движение повторяется, начиная с левой ноги.
Движение второе: «шаги и вынос ноги на носок».
Исходное положение — юноша и девушка стоят рядом лицом по линии движения танца, в позе, показанной на рис. 1.
Исполняется на два такта. Музыкальный размер 4/4.
1-й такт.
На счет «раз», не меняя положения рук, сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «два» сделать шаг вперед левой ногой.
На счет «три» сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «четыре» поставить вытянутую левую ногу впереди на носок. Корпус слегка наклонить влево.
2-й такт.
На счет «раз», не меняя положения рук, сделать шаг вперед левой ногой. Корпус выпрямить.
На счет «два» сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «три» сделать шаг вперед левой ногой, поворачиваясь лицом друг к другу (девушка на четверть поворота влево, юноша — вправо). Руки разъединить.
На счет «четыре» приставить правую ногу к левой в третью позицию. Правая нога впереди. Руки плавно опустить вниз.
Описание танца
Исходное положение: танцующие становятся парами по кругу лицом по линии движения танца (юноша стоит рядом с девушкой, слева от нее). Правая рука юноши и левая рука девушки соединены и протянуты вперед на уровне талии, локти — чуть согнуты (рука девушки лежит поверх руки юноши). Свободные руки опущены вниз. Ноги в третьей позиции, правая нога впереди, приставлена пяткой к середине ступни левой ноги; носки разведены в стороны. Голова слегка повернута к партнеру (рис. 1).
Первая фигура (4 такта)
1-й такт.
Танцующие исполняют, начиная с правой ноги, первое «основное движение», двигаясь вправо, от центра. Положение рук не меняют.
2-й такт.
Танцующие исполняют, начиная с левой ноги, «основное движение», двигаясь влево, к центру.
3-4-й такты.
Юноша и девушка, начиная с правой ноги, исполняют «шаги и вынос ноги на носок» (движение второе) (рис. 2).
В конце движения они поворачиваются лицом друг к другу.
Вторая фигура (4 такта)
5-й такт.
Юноша и девушка, оставаясь лицом друг к другу, начиная с правой ноги, исполняют «основное движение», двигаются каждый в правую сторону (девушка — по линии движения танца, юноша — против линии движения танца), отдаляясь друг от друга (рис. 3).
6-й такт.
Танцующие, начиная с левой ноги, исполняют «основное движение», двигаются каждый в левую сторону (девушка против линии движения танца, юноша — по линии движения танца), приближаясь, друг к другу.
В конце 6-го такта юноша и девушка останавливаются друг против друга, соединяют правые руки, слегка согнув в локтях, и поднимают их вверх, левые руки опущены вниз и слегка отведены от корпуса (рис. 4).
7-й такт.
На счет «раз», «два», «три» юноша и девушка, не меняя положения рук, меняются местами, исполняя, начиная с правой ноги, три простых шага вперед, двигаются по кругу по ходу часовой стрелки;
на счет «четыре» юноша ставит левую ногу влево на носок, корпус и голову поворачивает вправо, смотрит на девушку; девушка ставит левую ногу вперед влево на носок, корпус слегка наклоняет влево, голову поворачивает влево (рис. 5).
8-й такт.
Танцующие продолжают двигаться по кругу по ходу часовой стрелки, возвращаясь на свои места.
На счет «раз», «два» они, не разъединяя рук, исполняют, начиная с левой ноги, два простых шага вперед,
на счет «три» делают еще один шаг вперед (доходят до своих мест), поворачиваясь лицом по линии движения танца (девушка делает три четверти поворота, а юноша — четверть поворота), при этом разъединяют правые руки и плавно опускают их вниз;
на счет «четыре» танцующие приставляют правую ногу впереди к левой, в третью позицию, и юноша соединяет правую руку с левой рукой девушки, то есть принимают исходное положение, как в начале танца (см. рис. 1).
Постановка Е. ИВАНОВА. Запись Л. СТЕПАНОВОЙ
«Приложение к журналу «Крестьянка» № 3, 1966 г