В древние еще времена шел странник из Багдада в Бухару. И вот дорога, по которой он шел, раздвоилась. Один путь вел в Бухару, другой — в пустыню. По какой дороге идти, знали только местные жители. Но было про них известно, что славятся они своей неразговорчивостью, и о чем бы их ни спросили, они могут ответить только «да» или «нет». Причем одни из них всегда говорят только правду, а другие всегда только лгут.
И все-таки наш странник смог узнать, какой путь ему выбрать, чтобы добраться до благословенной Бухары. И обошелся он тем, что задал всего лишь один вопрос первому встречному. Что же это был за вопрос?
Ответ:
Задача, со странником, который шел в Бухару, посложнее. Строго говоря, одним вопросом обойтись нельзя. Спросив, ведет ли вот эта дорога в Бухару, странник получит ответ, об истинности которого у него нет никаких данных. Остается одно: так задать свой вопрос, чтобы спрошенному пришлось не только дать ответ о дороге, но и ответ о своем ответе. Странник и задал один вопрос по видимости, а на деле — два вопроса в одном. Он спросил так: «Ответишь ли ты утвердительно на мой вопрос, если я спрошу, ведет ли эта дорога в Бухару?». Положим, попался страннику обманщик. Этот обманщик должен прежде всего солгать насчет дороги. Если дорога ведет в Бухару, то он (неявно, внутренне, сам себе) ответит: «Нет». Но теперь он должен ответить на заданный вопрос уже вслух, а именно, утвердительно или отрицательно он ответил. Но он же лжет всегда, значит, он должен отрицать свое отрицание и сказать: «Да». Странник заставляет лжеца совершить двойное отрицание истины, а по законам логики оно в результате всегда дает истинное высказывание. Так же, как и двойное утверждение истины, которое получилось бы, если бы житель оказался из тех, что всегда говорят правду: он и на первый, «внутренний», вопрос бтветил бы: «Да», и на второй. Таким образом, странник пойдет своим путем, но так и не узнает, кто был перед ним, правдивый человек или лживый. Заметьте, что задача разрешима лишь при условии, что странник имеет дело с людьми, которые постоянны в своих привычках говорить правду или ложь.