«Верните вальс»


Эти призывы в последнее время разда­ются все громче и все чаще. Среди любите­лей модных танцев чувствуется некоторая усталость от остроритмичного и оглуши­тельного биг-бита последних лет. Возроди­лась прежняя тяга к романтике вальса, эк­спрессии и темпераменту танго. Многие танцевальные вечера начинаются с тради­ционного вальса и заканчиваются этим тан­цем.

В свое время Штраус сделал Вену миро­вой столицей вальса. Кружащемуся, словно вихрь, «мужицкому» вальсу пришлось вы­держать долгую и упорную борьбу за признание с поклонниками так называемых «благородных» парадных дворцовых тан­цев. И только в XIX веке вальс стал «коро­лем» танцев.

Мы и сейчас любим вальс. Что-то необык­новенное есть в неторопливом и размерен­ном, словно по волнам, скольжении по пар­кету. Вальс рождает легкую взволнован­ность и такое светлое лирическое настроение, которое запоминается иногда на дол­гие годы.

Сегодня мы разучиваем МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС. Раньше его называли бостоном. Ра­зучив с нами этот вальс, вы сможете лег­ко и быстро, без нашей помощи перейти на быстрый, или венский, вальс.

Послушайте музыку медленного вальса, и она сама вам многое расскажет о харак­тере танца. Просчитайте вслух регулярно повторяющиеся и следующие друг за дру­гом три удара, из которых первый заметно акцентируется. В соответствии с музыкой все фигуры вальса строятся на трехшаговых структурных группах-полуквадратах.

  1. КВАДРАТ (схема № 1) (правый)

 

 

1-й   полуквадрат — Считая «раз», сделайте шаг вперед с правой ноги.

Считая «два», сделайте шаг в сторону с левой ноги.

2-й   полуквадрат — Считая «раз», сделайте шаг         назад с левой ноги.

Считая «два», сделайте шаг в сторону правой ногой. Считая «три», приставьте правую ногу к левой. Считая «три», приставьте ле­вую ногу к правой.

Выполните такие же движения (тот же квадрат), но начните с левой ноги вперед, а затем (2-й полуквадрат) с правой ноги назад. Этот квадрат назовем левым.

  1. ПОВОРОТЫ НА МЕСТЕ (вправо и влево)

В основе любого поворота вальса лежит квадрат. Выполняя правый квадрат, про­буйте на каждом первом и особенно вто­ром шаге чуть-чуть поворачиваться в пра­вую сторону. Освоив правый поворот на ме­сте, переходите на левый квадрат и левый поворот.

Квадраты и незначительные повороты, вы­полненные на коротком шаге, почти на ме­сте, окажутся для каждого, даже очень сильного танцора, совершенно незаменимы­ми, если он попадет в условия «танцеваль­ной тесноты».

III. ПОВОРОТЫ ПО ЧЕТВЕРТЯМ (схема № 2)

На схеме показан поворот по четвертям в правую сторону. В отличие от фигуры II этот поворот строго регламентирован (за каждые три шага 90°), то есть вы поворачи­ваетесь от одной стены комнаты к другой, затем к третьей, к четвертой. Это хорошие ориентиры, которые точно определяют степень поворота.

 

Попробуйте теперь сами начертить схему левого поворота по четвертям (старт и фи­ниш находятся в левом нижнем углу, квад­рата) и проделать его.

  1. ЗИГЗАГ (схема № 3)

На счет «раз-два-три» выполните четверть поворота вправо. На счет «четыре-пять — шесть» сделайте три шага назад (левой, пра­вой, левой) На счет «семь-восемь-девять» начиная с правой ноги назад, выполните чет­верть левого поворота, на счет «десять- одиннадцать-двенадцать» завершите фигуру первой половиной левого квадрата.

Исполните зигзаг в диагональных направ­лениях по отношению к линии танца, как указано на схеме.

Примечание. Если для исполнения этой фи­гуры не находится достаточно места, за­мените три проходящих шага назад одним, то есть на счет «четыре» сделайте шаг ле­вой ногой назад, а на счет «пять-шесть» — подтяните правую ногу к левой, не перено­ся на нее тяжесть корпуса, чтоб с правой же ноги сделать следующий шаг назад. Та­кой же ложной приставкой правой ноги к левой можно заменить последнюю часть фигуры.

  1. ПОЛНЫЙ ПРАВЫЙ ПОВОРОТ В СОЧЕТАНИИ С ПОЛНЫМ ЛЕВЫМ ПОВОРОТОМ (схема № 4)

Изображенный на схеме узор — основа современного медленного вальса. Шаги 1-6 представляют собой полный правый поворот (270°), следующие за ними шаги 1-3, известные нам как первая половина правого квадрата, служат для перехода на левый поворот. Далее следуют шаги 1-6- полный левый поворот вальса, последние три шага — первая половина левого квадрата — звено для перехода на любую фигуру, начинающуюся с полного или частичного правого поворота.

Танцуя медленный вальс, держитесь в танцевальной позе просто и естественно, прямо друг против друга. Не сутультесь, не напрягайте мускулы, не опускайте голову вниз и не делайте ненужных движений ру­ками и корпусом. Художественно-пластиче­скую выразительность медленному вальсу придают волнообразность и плавность, с ко­торой следует исполнять его движения.

 

Волнообразность достигается плавным подъемом на носок в конце первого шага и опусканием на каблук в конце третьего шага. Чтобы добиться плавности движений, не срывайте ног от пола, а скользите по нему, идя вперед с каблука, назад — с но­ска. Тяжесть корпуса переносите с ноги на ногу постепенно, не прерывая равномер­ного движения.

Медленный вальс, как всякий импровизи­рованный танец, имеет множество вариа­ций, производных от основных фигур танца. Испытайте свои силы и разберите самостоя­тельно стремительные повороты — услож­ненную фигуру, которая изображена на схеме № 5, а затем попробуйте придумать свои фигуры и вариации.

Лауреат всероссийских конкурсов А. АЗАРОВ и Е. ФИЛАТОВА

Приложение к журналу «Работница» № 7, 1975 г

Оставьте комментарий