Тем, кто хочет научиться танцевать
В танце вы как бы ведете беседу с партнером на языке музыки и ритма. Танец — это прекрасный способ самовыражения.
Чтобы хорошо и свободно танцевать, не следует слишком концентрироваться на безупречном исполнении каждого элемента движения или, как это называется в хореографии, шага. Главное — почувствуйте ритм. Ведите свою партнершу или следуйте за партнером раскованно, без напряжения. Если вы будете слишком озабочены каждым шагом, ваши движения станут неестественными, словно деревянными. А залог успеха — как раз в свободе, чувстве ритма и легкости.
Освоив основные шаги танца, вы их уже никогда не забудете. А так как возраст для танцев не помеха, вы с наслаждением будете танцевать всю жизнь.
Внимательно изучите инструкции и рассмотрите рисунки, на которых схематично воспроизведена последовательность шагов мужской и женской партий.
С самого начала для вас крайне важно усвоить два ключевых понятия: последовательность шагов и распределение веса тела. Не импровизируйте, стараясь впечатлить партера своей грациозностью, — не раскачивайтесь на ногах и не встряхивайте головой или плечами там, где это не требуется. Если шаг, который вы изучаете, требует поворота корпусом или плечами, это движение должно быть естественным. Все схемы включают исходную позицию, которая изображается следующим образом:
Таким образом, как показано выше, вы неизменно должны начинать танец из положения «ноги вместе». Левая нога на схеме — белая, правая — черная. Пунктирная линия указывает направление движения левой ноги, а сплошная — правой. Шаги пронумерованы в порядке исполнения, каждому номеру соответствует отдельный пункт в инструкции.
Вес тела, как правило, переносится на ту ногу, которой вы делаете шаг. Это важно. В случае, когда этого делать не нужно, нога на схеме будет заштрихована.
Прежде чем начать:
Прочтите инструкции обеих партий: мужской и женской.
Изучите схему шагов, повторяя их медленно.
Выучите наизусть счет.
Представьте, как ваши ноги движутся согласно схеме под счет, следуя ритму танца.
Не пытайтесь сделать шаг, пока мысленно не будете четко его себе представлять.
Далее держите текст инструкции под рукой, проверяя правильность своих движений.
Как освоить новый шаг
Уверенность приходит только после многократных повторений. Одни шаги сложнее других, они требуют больше времени для усвоения. Вначале выполняйте каждый шаг медленно, без музыки. Повторите его, по крайней мере, 12 раз, неизменно начиная с позиции «ноги вместе». Считайте вслух. Почувствовав уверенность, сделайте без музыки несколько последовательных шагов.
Затем найдите танец, который вы разучиваете. Выберите композиции с самым медленным ритмом и просчитайте такты танцевальной мелодии. Только после этого начинайте движения под музыку.
После того как вы освоите последовательность шагов в медленном темпе, попробуйте сделать это в более быстром темпе. Учтите, что сначала вы должны научиться уверенно исполнять свою партию и только тогда вы можете начать репетировать в паре.
Как развить чувство ритма
Существует расхожее мнение, что, чтобы научиться хорошо, танцевать, нужно иметь хороший слух. Это не так. Ни мелодия, ни высокие или низкие ноты не определяют ритм для танцора. В танце имеют значение удары и такты музыки. Если вы в состоянии маршировать под звуки оркестра и двигаться в ритме простого танца, то у вас достаточно чувства ритма для того, чтобы разучить и более сложные танцы. Слушая музыкальные хиты по радио, вы не можете не улавливать их ритм. Если песню исполняет оркестр, то обычно ритм определяется по ударным. Закройте глаза и представьте себе ногу музыканта, нажимающего на педаль ударного инструмента. На каждом такте нога опускается и легкий «бум» — звук барабана — акцентирует ритм.
Поставьте музыку, сядьте и, представив себя на месте того музыканта, стучите ногой по полу в такт музыке, как если бы вы нажимали на педаль ударного инструмента. Одновременно стучите рукой по краю стула. Продолжайте отбивать такт в разных ритмах, пока не научитесь делать это автоматически.
Научившись отбивать такт, пройдитесь в ритме музыки, делая шаг на каждый такт.
Попробуйте походить под музыку разных танцев. Профессионалы называют это термином «держать ритм». Даже репетируя в одиночку, не забывайте о своей цели: танцевать с партнером. В то время как для мужчины главное заключается в том, чтобы красиво и уверенно вести свою партнершу, для женщины — это сохранять правильное положение и, грациозно двигаясь, подчиняться партнеру и следовать за ним. Репетируйте так, как если бы ваш партнер или партнерша были рядом.
Правильная танцевальная позиция
Встаньте перед зеркалом, спину держите прямо. Не напрягайтесь, как если бы вы собирались прогуляться. Старайтесь, чтобы вес тела равномерно распределялся на обе ноги. Для начала советуем пройтись на цыпочках. В дальнейшем этот навык позволит вам выполнять движения с большей легкостью и свободой. Напевайте какую-нибудь популярную песенку и ходите в такт ей, пока не почувствуете, что вы это делаете в совершенстве.
Когда вы будете репетировать в одиночестве, поставьте руки в классическое положение. Правая рука мужчины должна уверенно лежать на спине партнерши. Левая рука, слегка согнутая на уровне локтя, твердо держит правую руку партнерши. Левая кисть руки партнерши лежит на плече мужчины. Правая рука женщины вложена в руку партнера, а их локти находятся на одном уровне. Не поднимайте локти слишком высоко. Посмотрите в зеркало, и вы сами убедитесь, что красивее держать их на средней высбте и на одном уровне. Женщина должна слегка повернуть голову влево. Плечи должны постоянно находиться в горизонтальном положении. Не наклоняйте их ни вправо, ни влево. Выпрямившись, с поднятыми руками, вы убедитесь в том, как важно сохранять позицию, от которой зависит, насколько красиво смотрится пара. Кроме того, это хорошо скажется на вашей осанке. Ноги держите вместе, если только вы не должны сделать шаг в сторону.
Если вы не будете обращать на это внимание, то вы никогда не станете хорошим танцором. Подойдите к зеркалу, приняв танцевальную позицию. Ноги у вас не должны быть широко расставлены, иначе вид будет не очень-то привлекательным. Не так ли? Подойдите еще раз, стараясь держать ноги вместе. Видите разницу?
Танцуя в паре, примите наиболее удобное положение для обоих: держитесь не очень близко, чтобы можно было свободно двигаться, но и не слишком далеко. Не наклоняйтесь ни вперед, ни назад.
Как правильно вести партнершу
Основное — это хорошо знать шаги. Тогда вы двигаетесь уверенно, и ваша партнерша прекрасно слушается вас.
Правой рукой уверенно возьмите партнершу чуть выше талии или на уровне лопаток. Вы почувствуете, как легко она реагирует даже на слабое давление руки. Левая рука практически не участвует в ведении.
Вот несколько советов мужчинам:
Встав в пару, выдержите паузу в начале каждого танца. Слушайте музыку и считайте, когда вам нужно вступить. Слушайте музыку и считайте, прежде чем начать.
Повторяйте одно и то же движение, по крайней мере, два раза подряд, так как это даст вам время подумать о следующем шаге.
Никогда не считайте шаги своей партнерши. Сделайте вид, что вы не замечаете ее ошибок. Ведение заключается в импульсе, который вы посылаете своей партнерше, держа руку на ее талии, а не в попытке передвинуть ее силой.
Партнер должен держать левый локоть согнутым, чтобы защищать партнершу от столкновения с другими парами.
Танцуя, смотрите через правое плечо своей партнерши. Когда вы ставите ее перед собой — немного правее, вы прекрасно видите то, что происходит впереди, и можете решить, в каком направлении двигаться.
Запомните, что начинать вы должны всегда с левой ноги. Если речь идет о шаге вперед, решительно делайте его. Не беспокойтесь — ваша партнерша сделает шаг назад.
Главные правила для партнерши:
Роль партнерши не ограничивается ролью ведомой. Для нее, так же как и для партнера, важно знать свою партию, а кроме того, и партию партнера, чтобы правильно двигаться в паре. Как правило, мужчина начинает с шага вперед, а наступать легче, чем отступать. Женщина всегда должна идти с ноги, противоположной ноге партнера.
Прорепетируйте с воображаемым партнером высокого роста, и тогда вам будет легче танцевать с партнером среднего или маленького роста.
«Ридерз Дайджест» 2002 г